Поиск по сайту  
Мы в социальных сетях

Ребенок-левша: переучивать или нет?




Детские психологи установили, что, например, в возрасте 2—5 лет заболевания и травмы мозга могут и не привести к тяжелым последствиям. Мозг ребенка обладает чрезвычайно высокой пластичностью и способностью к поиску обходных путей развития. Часто бывает так, что правой половинке детского мозга настолько успешно удается компенсировать дефект, что поражения левого полушария, которые приводят у взрослых к речевым нарушениям, на состоянии речи ребенка почти не отражаются.

Вообще леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами.

Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши или скрытые левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а заметьте, что дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.

Ребенку, появившемуся на свет без особых проблем, до 1—1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать или остаться левшой.

Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Детские психологи отмечают, что дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких, чем праворукие. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. У левшей позже развивается связная речь. В школе дети-левши, как правило, тугодумы. Детские психологи и учителя считают, что у них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.

Зная все это можно предположить, что школьник-левша обязательно станет двоечником. Однако такого, как правило, не происходит. Дело в том, что, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у «нормального» ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить с помощью пути обходного. Мудрая Природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным произвольным самоконтролем. Тем не менее взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое.