Поиск по сайту  
Голосовые открытки
Все открытки

«Чукча не читатель, чукча писатель» или «все татаре кроме Я»




Однажды к известному писателю Томасу Манну пришёл начинающий писатель. Он прочитал Манну несколько своих произведений и попросил писателя оценить их.
— Вы должны много читать, — сказал ему Томас Манн. — Читать, читать, как можно больше.
— Но почему?
— Если вы будете много читать, то у вас не будет времени писать, — ответил Манн.

Поздравительные стихи – это особая категория стихотворений.
Поэты и критики обычно обрушивают шквал замечаний к таким стихотворениям. Если вкратце – то плохо все от рифмы до метра. И они, безусловно, правы!
Но скажу немного в защиту тех, кто пишет поздравления. Все-таки поздравления чаще (да что там говорить – в 99% случаев) пишутся НЕ поэтами и НЕ для поэтов. Поэтому можно сделать поблажку, ведь имениннику, по сути, все равно ямбом, хореем или трехстопным амфибрахием написано поздравление, лишь бы от души!
Но даже в поздравлениях, из уважения к человеку, принимающему поздравления по тому или иному поводу (в дальнейшем - именинник), должны присутствовать хоть намеки на правильное стихосложение.
Поэтому, если вы чувствуете в себе поэтический дар и хотите, чтобы ваши стихи были опубликованы на сайте SuperTosty.ru, убедительная просьба - прочитайте статью до конца! Это избавит меня кучи, даже КУЧИ, вынужденных замечаний в адрес ваших произведений, а вам не придется переделывать свои творения.
Я очень лояльно отношусь к глагольным и банальным рифмам в поздравительных стихотворениях (все-таки такие стихи не претендуют на мировое признание, а призваны порадовать адресата), но думаю, тому самому адресату будет приятнее получить в подарок гармоничное, мелодичное, наполненное смыслом стихотворение, нежели кривой забор слов, о который язык спотыкается. Поэтому, хотите, чтобы ваши поздравления радовали наших читателей - соблюдайте следующие правила:

Уникальность.

Поздравления должны быть уникальны, а иначе зачем их тогда писать, ведь они уже написаны до вас. Не надо копировать ни четверостишия, ни строки из чужих стихотворений. Скопировать чужое – дело не хитрое. А также избегайте таких «оригинальных» строк, типа:

«А еще тебе в придачу
Счастья, радости, удачи!»


Поверьте, это утомительно – доказывать, что это где-то уже было и слегка приелось.
Или же представьте - вам на День Рождения дарят книжку про Колобка или Репку. Забавно, ведь вы их уже когда-то читали. Если конечно это не книжка ручной работы в золотой обложке для коллекционера детских книг.
Так вот со стихами то же самое! Даже пожелания счастья, радости и удачи (особенно в сочетании с рифмой «в придачу») можно использовать, но делать это с умом, не используя поздравительные штампы.

И еще старайтесь не использовать такие крылатые фразы, как:
«Я помню чудное мгновенье» или «Мой дядя самых честных правил».
А то 9 авторов из 10 при написании стихотворений дяде начали свое поздравление именно с этой строчки, думая, что это ново и оригинально, но увы! Вы, наверное, подумали, что десятый автор либо молодец и написал что-то оригинальное, либо не знал этой фразы про дядю? Нет, знал! И тоже вставил эту строчку – в середине.
Так что, если хотите сделать ссылку на классика, напишите:

«Стараясь избежать шаблона
О дяде я начну рассказ.
Он силой жизненной наполнен,
Для праздника – ну в самый раз!»


Рифма.

Хотите - не хотите, а рифма должна быть!
Рифма (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Почитать подробнее про типы рифм »

Нельзя рифмовать однокоренные слова «желаю - пожелаю», «дарю – подарю».
Неточные рифмы – это тоже брак: «поздравляю - желаю», «меня - тебя», «никогда - важна».
И на всякий случай, хоть это и кажется мне очевидным, скажу, что рифмы подобные этим:
«желаю - желаю», «счастье – несчастье», «любит – не любит» - тоже рифмами не являются.

«Я желаю тебе счастья,
Обойдут пусть все несчастья!»
- образец того, как не надо рифмовать.

Метр (стихотворный размер).

Стихотворения отличаются от прозы чередованием ударных и безударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром.
Хорей (/-), ямб (-/), дактиль (/--), амфибрахий (-/-), анапест (--/)
Так вот, если первая строчка написана ямбом, то и все остальные строчки поздравления рекомендуется продолжать в том же духе.

«День рожденья у тебя,
Собрались здесь лишь друзья.
Муж мой, тебя поздравляю
И счастья большого желаю.»

Если составить картину ударных и безударных гласных, то получается следующее:
/-/-/-/
/-/-/-/
-/-/--/-
-/--/--/-
Как вам такой бардак? Мне не нравится, не читается и режет слух!

Или вот:

«Поверь в свою удачу,
Твой компас впереди,
Не бойся никогда
Вперёд идти.»

-/-/-/-
-/-/-/
-/-/-/
-/-/
Даже элементарный подсчет гласных сразу выявляет ошибку в метре.

«Профессия ваша серьёзная!
И работа для Вас – второй дом!»

-/--/--/--
--/--/-//

Самый простой метод проверки метра – подсчет гласных букв в каждой строчке. Этот метод обнаруживает многие ошибки, хоть и не дает стопроцентного результата.
Можно попробовать читать стихи на ходу, делая шаг на каждый гласный звук, или хлопать в ладоши.

Ничто так не портит стихотворение, как отсутствие размерности.
Ничто так не радует критика, как ответ "поэта" на замечание относительно размерности: "Вы своими математическими придирками и высчитыванием размерности убиваете во мне всякое желание писать!" Это, знаете, даже хорошо! Некоторым, действительно, лучше вовсе не писать.

Смещение ударения.

Переносить ударения в словах туда, где вам в данный момент нужно, все же не следует.
В русском языке ударения в словах постоянные и общепринятые, мы же не говорим клУбника и лимОнад, поэтому в стихотворениях избегайте смещения ударения ради попадания в стихотворный размер. Это портит поздравление.

«Пусть во всём всегда везёт!
Слава тебе и почёт!»


Если первая строчка написана хореем, то и вторую мне тоже хочется читать хореем. А если это так, то ударение в слове «тебе» приходится на первый слог «тЕбе». Коряво, правда? А если читать по-русски «тебЕ» с ударением на второй слог, то все равно получается коряво, т.к первая строчка написана хореем, а вторая дактилем, что в корне неверно.

Порядок слов в предложении, грамматические, орфографические, пунктуационные и другие частые ошибки.


В русском языке есть определенные правила, как располагать слова в предложении. «Подарок моей маме» не стоит коверкать, как «моей подарок маме» даже ради того, чтобы строчка уложилась в общую размерность стиха.

Не запутайтесь с деепричастными оборотами.
Часто ошибки связаны с отсутствием глагола:

«Вы восхитительны, даря улыбки»
«Мне радостно, взирая на тебя»
«Подарки принимая, мамулю целовали» - Так кто все же принимал подарки, мама или те, кто ее целовал?

Изучите внимательно раздел русского языка, касающийся сравнительной и превосходной степеней прилагательных. Это избавит от частых ошибок, таких как:
«Ты наиболее красивей всех сегодня»,
«Ты самая любимейшая мною» - правильно будет или самая любимая, или любимейшая.
Некоторые прилагательные вообще не имеют степеней сравнения:

«Единственною самой
Для меня ты стала»


А что можно быть не самой единственной? Если не самой, то, вероятно, уже и не единственной, верно?

Пишите проще, не надо использовать заковыристых фраз, смысл которых никому не понятен. Вдумывайтесь в написанное:
«Ты как никто по мудрому умён»
Что такое «по мудрому умён»? Интересно, а можно быть «умным по глупому»?

Не забудьте про знаки препинания, они позволяют более точно выражать свои мысли, добавляют эмоциональный окрас предложениям. С помощью знаков препинания одно и то же предложение можно произнести с совершенно различной интонацией.

Повторы.

Не используйте повторяющиеся слова:
«Очень-очень тебя я люблю» или «Здоровья много-много тебе желаю я»
Вполне достаточно о своей сильной любви сказать «очень люблю». Ведь от многократного повторения вы сильнее любить не станете. Это лишь говорить о недостаточном словарном запасе поэта, или попросту «поэт исписАлся»

Слова «уж», «вот», «лишь», «ведь», «очень» и прочие.

Это слова-паразиты. Не пихайте их в поздравление как селедку в бочку ради соблюдения размера.

Вот ведь как тебя люблю,
Очень-очень даже крепко,
Лишь тебя боготворю,
Стань же уж моею, детка!


Используйте обращения в поздравлении.

Не надо писать в поздравлении об имениннике в третьем лице:

«У моей мамы сегодня День Рожденья,
И я хочу ей пожелать…»


Так в чем проблема? Желайте! Так и говорите: «Мамочка! С Днем Рождения!» Ведь поздравление в стихах отличается от поздравления в прозе лишь своей стихотворной формой, но оно остается все тем же поздравлением. Мне сложно представить, что в обычной жизни вы приходите поздравлять маму и говорите ей такие простые слова: «У моей мамы сегодня день рождения, она такая хорошая, и я так ее люблю… и т.д.» Вероятно, вы все же скажете: «Мамочка, ты у меня самая замечательная на свете, я очень тебя люблю! С днем рождения, мамуля!»
Бывают, конечно, исключения и здесь. Например: поздравление будет зачитано на торжестве по случаю юбилея коллеги, и целью стихотворения будет рассказать присутствующим коллегам о достоинствах юбиляра. В этом случае вполне уместно использовать «ОН лучший работник», «ИМ всегда довольно начальство», «ЕМУ поручают самые ответственные задания», «О НЕМ сегодня все говорят».

Содержание.

Содержание поздравления очевидно – поздравить человека с праздником, выразить ему свою любовь, уважение, пожелать что-то от души. А также следить за тем, что написанные строчки из-за вытянутой за уши рифмы окончательно не лишились смысла.

«Счастья, радости, удачи,
И огромный воз в придачу!»

Хочется сразу спросить: Воз ЧЕГО??

Или вот:
«Пусть удача по пятам
За тобой всегда идёт.
Семимильными шагами
Озаряя этот год.»
Как можно озарять семимильными шагами год?

«Я желаю в день рожденья
В небесах души паренья»

У меня от такого поздравления даже мурашки по спине пробежали! Мне всегда казалось что душа парит на небесах после смерти, так при чем тут День Рожденья?

И, пожалуйста, не пишите откровенного бреда, типа:
«Иван – это древнее имя,
Сложенное из стали и добра.
Иван всегда выручал меня
Как бы жизнь тяжела не была.»
Где здесь, вообще, стих? Где рифма, метр? Где, собственно, поздравление? Здесь нарушены все возможные законы стихосложения.

Поздравление должно быть радостным. Ведь у человека праздник! Мрачные строки лучше оставить про запас для более подходящего случая.
«Много будет в жизни испытаний,
И проблем и всяких неудач!»

Это, знаете, больше похоже не на поздравление, а на пророчество Ванги.

Пишите по-русски!

Вам вот такие строки слух не режут?
«У ней красивые глаза,
И губы тоже хороши»

или
«Вы путь прошли свой лишь на половину,
И далеко еще по нём идти!»

Перечитываю и понимаю, что не зря назвала свою статью «все татаре кроме я»!

Самая простая проверка поздравления.

После написания стихотворения обязательно прочитайте его вслух и ответьте сами себе на вопрос: «Подарил(а) бы я такое поздравление своему(ей) другу, коллеге, папе, маме и тд…» Так как часто в погоне за рифмой поздравление получается лишенным всякого смысла, дарить такой презент кому-то просто-напросто стыдно!

Все выше написанное – исключительно мое видение на «поздравления», мои пожелания, убеждения и предпочтения. Вся критика к приведенным примерам не имеет никакого отношения к личности авторов – без обид!

И напоследок вредные советы: Если вам не нравится критика – смело доказывайте свою правоту фразами «Тоже мне Пушкин», «Вы ничего не понимаете», «Я поэт – как хочу, так и пишу», «Не для вас пишу, а для тех кому нравится».
Если критика содержит рекомендацию свериться со словарем в написании и значении "оприоре", "опостыриоре" и других знакомых с детства слов, отвечайте, что "Разговорные слова в творчестве свободных поэтов не запрещены", и вам также "глубоко безразлично, имеют ли они отражение в каком бы то ни было словаре".
Если критики безжалостны, давите на "чуйства"! Они же люди - поймут!
В конце концов, вы лучше знаете, что такое настоящие стихи!

© "СуперТосты"
При использовании материалов данной статьи
активная ссылка на сайт www.SuperTosty.ru обязательна.


P.S.: Наш автор Дмитрий Рождественский продолжил статью стихами:

Потомкам Прадона

Господа «стихоплеты» и те,
кто такими считается,
Не пишите с ошибками –
лучше совсем не писать!
Ведь от ваших «стихов» даже мозг
зачастую взрывается,
Безнадежно пытаясь
хоть что-нибудь в них разобрать!

Вам Есенин и Пушкин уже ли
не служат примерами?
Отложите перо,
те, кто нагло фальшивить привык!
Кто, «штампуя шедевры»,
глумится над рифмой с размерами,
Беспардонно коверкая
Русский Великий Язык!

Не садитесь за стол,
вдохновляясь сомнительной музою,
Не марайте бумагу,
Не мучайте правками Word!
Ваши скудные пасквили
будут всего лишь обузою!
Поищите себя –
может в вас погибает танцор!



Поделиться ссылкой