Татьянин день в школе


Цели:

  1. Развитие познавательных и мыслительных способностей у обучающихся.
  2. Привитие интереса к обучению.

Оформление:

  1. Развешаны стенгазеты, где центральное место занимает цифра 7.
  2. Оформлены: выставка рисунков по теме: “В гостях у сказки”, выставка творческих работ по темам: “Семь чудес света”, “Татьянин день – праздник торжества знаний”.

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.

Ведущий 2: История этого праздника как студенческого началась в 18 веке, когда 25 января 1755 года, в день великомученицы Татьяны, российская императрица Елизавета подписала “Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий”. А текст Указа был написан Иваном Шуваловым — фаворитом императрицы и другом Ломоносова. Под московский университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. В конце 1790-х годов было закончено строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя святой мученицы Татианы.

Ведущий 1: Сейчас там помещается театр, а в Татьянин День проходят богослужения, на которых присутствуют Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, руководство университета, представители Моссовета.

Ведущий 2: “Стихи, произнесенные при воспоминании дня основания Московского университета, 12 января 1826 года” - так называется ода, написанная по заказу университетского начальства признанным университетским поэтом, студентом последнего курса, Александром Полежаевым:

Ведущий 1:

Восторг, восторг, питомцы муз!
В сей день благословенный
Наук и счастия союз
Мы празднуем священный!

Ведущий 2: Имя Татиана - греческое и в переводе на русский язык означает - учредительница, устроительница. Жила святая Татьяна в конце II - начале III века в Риме, была дочерью знатных и богатых родителей. Отец ее тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. В годы преследования христиан при императоре Александре Севере была подвергнута страшным истязаниям, но не отказалась от христианской веры и погибла. Такова святая покровительница московских студентов.

Ведущий 1:

Имя чудное - Татьяна!
Если вам, друзья, не лень,
Празднуйте победу знанья
Именно в Татьянин день!

Ведущий 2: Наша сегодняшняя программа называется “Великолепная семерка”. Надеемся, что она даст вам возможность хорошо отдохнуть, проявить находчивость, ловкость и знания. У каждого из вас имеется столь сведений о предмете нашего сегодняшнего разговора, что вы просто не можете не поделиться ими. А в центре внимания в этот вечер будет цифра “7”!

Ведущий 1: Замечали ли вы, друзья, необыкновенную распространенность этого числа?

Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив на заре истории; семь городов спорят за честь именоваться родиной Гомера; семь мудрецов почитаются эллинами. Кстати имена мудрецов менялись, а число оставалось.

Ведущий 2: Вы знаете сколько раз на страницах Библии, встречает нас цифра 7? Более 160 раз!

Вот, например:

- семь пар чистых животных и семь пар чистых птиц небесных велено взять Ною в ковчег, ибо через семь дней начнется великий потоп;

- семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины,

- потрудившись шесть дней над устроением мира, Господь благословляет и освещает седьмой день – день, когда “почил... от всех дел своих”;

- семь слов произносит на кресте Христос и др.

Ведущий 1: Приверженность наша к этому числу достойна изумления! Это необыкновенное число! Программа сегодняшнего вечера – еще одно тому подтверждение.

Ведущий 2: Для участия в сегодняшней интеллектуальной игре потребуется по 2 человека - интеллектуала от каждого класса и их должно быть 7 человек.

(Приглашаются участники двух команд или другой вариант - 7 команд).

Ведущий 1: Победы в конкурсах, играх, оцениваются определенным количеством жетонов. Выиграет команда, у которой к концу вечера их окажется наибольшее количество, которые будут храниться в отдельных запечатанных коробочках для каждой команды. Оценивать конкурсы будет команда экспертов, состоящая из трех человек.

Ведущий 2: Для продолжения конкурса “Великолепная семерка” участникам каждой команды необходимо придумать название и выбрать капитанов.

Ведущий 1: Первый конкурс – это конкурс “Знакомство”.

По моему сигналу один из сидящих за столиком пишет на листе свое имя, передает листок и карандаш следующему игроку своей команды, который пишет свое имя, и так до тех пор, пока на листке не будут написаны имена всех семерых игроков. Как только команда выполнит задание, один из ее игроков поднимает листок в вытянутой руке. Победившей команде - один жетон. (Звучит быстрая, ритмичная музыка)

(Музыкальная пауза)

Ведущий 2: Семерка, украшает собой и сказки, и толковые словари, и научные работы, и сборники пословиц и поговорок - все, что угодно! “СЕМЕРКА” не сходит у нас с языка! Не верите? А мы сейчас с вами в этом убедимся.

Ведущий 1: Приглашаем команды к участию в конкурсе “Пословицы, поговорки”, который пройдет в два тура.

1 тур. Аукцион. Вам нужно назвать пословицы и поговорки, в которых упоминается цифра “7”. На настоящем аукционе побеждает тот, кто предложит большее количество пословиц и поговорок с числом “7”. Внимание! Кто первый?

(проводится аукцион)

Ведущий 2: 2 тур конкурса “Пословиц и поговорок”. Собрать пословицу. Командам предлагается набор слов, из которых необходимо составить пословицу, поговорку в которых есть число 7. Жетон получает команда, которая первой соберет пословицы и по одному жетону за правильность каждой пословицы.

(Семь раз поели, а за столом не сидели. Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.

Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет)

(Музыкальная пауза)

Ведущий 1: Трудно сказать, кто из присутствующих в зале не слышал в детстве сказку “Цветик - семицветик”. Следующий конкурс так и называется “Цветик – семицветик”. Каждому листку соответствует блок из трех вопросов, на каждый из которых вы должны ответить в течение 10-15 секунд. За правильный ответ на один вопрос команда получает 1 жетон, на 2 вопроса – 2 жетона. Если команда отвечает на все три вопроса, команде вручается 4 жетона.

Вопросы “Блиц-конкурса”

Блок 1

1. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)

2. Автор сказки “ Цветик – семицветик”? (Валентин Катаев).

3. В каком веке была семилетняя война? (XVIII веке;1756-1763г.)

Блок 2.

1. Седьмой месяц года? (июль)

2. Режиссер мультфильма “Белоснежна и семь гномов”? (Уолтер Дисней)

3. Как называется упряжка из семи лошадей? (Семерик)

Блок 3.

1. Седьмая буква алфавита? (Ё)

2. Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “семь”?

(Семь футов под килем)

3. Как называется седьмая симфония Дмитрия Шостаковича? (Героическая)

Блок 4.

1. Седьмая нота октавы? (Си)

2. Семь героев русской народной сказки “Репка”?

(репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.)

3. Какой вид спорта идет в лотерее “Спортлото” под номером 7?

(борьба классическая)

Блок5.

1. Единица исчисления времени, равная семи дням? (Неделя)

2. Назовите быстро по порядку 7 цветов радуги, начиная с красного:

(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

3. В средневековой школе было семь учебных предметов. Их называли “ Семь свободных искусств” Это:

Грамматика

Риторика

Диалектика

Арифметика

Геометрия

Астрономия

…..

Назовите 7 предмет. (Музыка)

Блок 6.

1. Сколько будет 7 х 8? (56)

2. Имена семи гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

3. Ансамбль из семи голосов или инструментов? (Септет)

Блок 7.

1. Седьмая буква в слове “электрификация”. (И)

2. Седьмой элемент таблицы Менделеева? (Азот)

3. Режиссер фильма “Семеро смелых”. (Сергей Герасимов)

Ведущий 1: Оставшийся листок цветика - семицветика для зрителей. Один блок вопросов из семи зачитываются для зрителей, ответивший правильно получает жетон. Кто из зрителей наберет большее количество жетонов, будет объявлен победителем - интеллектуалом среди зрителей. Также будут проходить и остальные конкурсы со зрителями.

(Игра со зрителями)

(Музыкальная пауза)

Ведущий 2: Следующий конкурс называетсяСемь веселых нот”!

Послушайте внимательно, как он будет проходить. Вот здесь, на доске, висят семь запечатанных конвертов. На лицевой стороне каждого конверта написана одна из семи нот. В конверты вложены карточки, на которых написан текст куплетов известных песен с пропуском некоторых слов. В каждом тексте их пропущено семь.

Ведущий 1: Я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды. Пожалуйста, выберите любой из лежащих здесь конвертов. Предупреждение: без моей команды конверты не вскрывать! И хочу сказать, что любое нарушение условий конкурса грозит вам потерей жетона.

Ведущий 2: Оценивание конкурса будет проходить следующим образом:

- один жетон вы можете получить, если правильно определите ноту, написанную на лицевой стороне вашего конверта.

- один жетон вы получите, если правильно восстановите пропущенные слова в тексте куплета песни, написанном на карточке, которая находится в вашем конверте. Та команда, которая задание “с карточками” выполнит быстрее других, получит еще один, дополнительный, жетон.

Конверты еще не вскрываем, но вы видимо, уже рассмотрели ноту, написанную на нем, и готовы нам ее называть. Пожалуйста, кто первый?

Ведущий 1: Продолжаем конкурс “Семь веселых нот”. По моему сигналу вы вскрываете конверты и проставляете в тексте куплета песни пропущенные слова. Как только вы справитесь с этой задачей, сразу поднимайте руку. Это будет знак вашей готовности. На задание вам отводится три минуты.

Спят усталые игрушки

Слова З. Петровой

Музыка А. Островского.

Спят усталые игрушки, (книжки) спят
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже (сказка) спать ложится,
Чтобы (ночью) нам присниться.
Ты ей пожелай баю бай.

(Обязательно) по дому в этот час
Тихо – тихо ходит (дрема) возле нас.
За окошком все (темнее).
Утро ночи (мудренее),
Глазки закрывай, баю – бай.

Если добрый ты

(из м/ф : День рождения кота Леопольда: )

Слова М. Пляцковского

Музыка Б. Савельева.

Дождик (босиком) по Земле прошел.
Клена по плечам (хлопал)…
Если (ясный) день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как (звенят) в небе высоко
Солнечных лучей (струны)?
Если добрый ты, то всегда (легко),
А когда наоборот - (трудно).

До свидания Москва!

Слова Н. Добронравова

Музыка А. Пахмутовой

На (трибунах) становится тише…
Тает быстрое время (чудес).
До свиданья, наш (ласковый) Миша,
Возвращайся в свой (сказочный) лес.

Не (грусти), улыбнись на прощанье,
Вспоминай эти (дни), вспоминай…
Пожелай исполненья желаний,
Новой (встречи) нам всем пожелай

Как много девушек хороших

(из к/ф “ Веселые ребята”)

Слова В. Лебедева – Кумача

Музыка И. Дунаевского

Как много девушек хороших,
Как много (ласковых) имен!
Но лишь одно из них (тревожит),
Унося (покой) и сон,
Когда (влюблен).

Любовь нечаянно (нагрянет),
Когда ее совсем не ждешь.
И каждый (вечер) сразу станет
(Удивительно) хорош,
И ты поешь

Неудачное свидание

Слова неизвестного автора

Музыка А. Пфасмана

Тебя просил я быть на (свиданье)
Мечтал о (встрече), как всегда.
Ты (улыбнулась), слегка смутившись,
Сказала: Да, да, да, да!

С утра побрился и (галстук) новый
В горошек (синий) я надел.
Купил (три) астры, в (четыре) ровно
Прилетел.

Любимый город

(из к/ф “ Истребители”)

Слова Е. Долматовского

Музыка Н. Вогословского

В (далекий) край товарищ улетает,
Родные (ветры) вслед за ним (летят).
Любимый город в (синей) дымке тает:
Знакомый (дом),
Зеленый (сад)
И нежный (взгляд).

Лейся, песня, на просторе

(из к/ф “ Семеро смелых”)

Слова А. Апсолова

Музыка В. Пушкова

Лейся, песня, на (просторе),
Не (скучай), не плачь, жена.
(Штурмовать) далеко море
Посылает нас страна.

Курс – на (берег) невидимый,
Бьется (сердце) корабля.
Вспоминаю о (любимой)
У (послушного) руля.

Ведущий 1: Тоже задание ждет и зрителей, которым достался один из семи конвертов с нотой.

(Игра со зрителями)

Ведущий 2: Друзья! Есть возможность заработать дополнительно один жетон. Задание: попытайтесь спеть куплет песни, который был вами восстановлен на карточке. Допускается оригинальный аккомпанемент, который изобретет команда. Дается 2 - 3 минуты для генеральной репетиции.

(Исполнение куплетов командами и зрителями)

Ведущий 1: Мы снова возвращаемся к цифре “7”.

В конкурсе, который будет предложен вам сейчас, речь пойдет о великих произведениях древних мастеров. Изумленные современники по достоинству оценили эти творения рук человеческих, составив о них восторженные воспоминания в прозе и в стихах.

Ведущий 2: К сожалению, почти все они исчезли с лица Земли. Но до сегодняшнего дня они продолжают учиться прекрасному, вдохновляют зодчих на творчество поиски и смелые инженерные решения.

Может, кто-то из вас догадался, о чем собственно идет речь. Пожалуйста, подумаете, вспомните, что это связано с цифрой “7”.

Ведущий 1: Перечень “семи чудес” был составлен Антилатром в 1 веке до нашей эры. Никогда “семь чудес” не дополнялись восьмым.

Наш очередной конкурс так и называется “Семь чудес света”. Он проходит в два этапа. За победу на первом этапе команда получает один жетон, на втором три жетона.

Ведущий 2: Прошу подойти ко мне капитанов команд. Пожалуйста, посмотрите на эти клубки. Внутри каждого из них находятся сведения об одном из семи чудес света. Выберите, какой клубок вам больше нравится. Пожалуйста, смелее. Теперь прошу вас положить свой клубок в ёмкость на стуле, который стоит напротив вашего столика.

Спасибо, вы прекрасно выполнили эту небольшое предконкурсное задание.

Ведущий 1: Внимание! Объясняю, как будет проходить конкурс.

По сигналу ведущего по одному игроку из каждой команды одновременно бегут к “своему” клубку, отматывают по одной нити, возвращаются на свое место, тоже самое проделывают второй, третий и все семь игроков.

Тот, кто бежит последний, отматывает последнюю нить, забирает листок с текстом, возвращается на место и, не разворачивая листка, поднимает его в вытянутой руке над головой, показывая, что команда закончила первый этап конкурса. За победу на этом этапе вручается один жетон. (Звучит быстрая, ритмичная музыка)

Ведущий 2: Переходим ко второму этапу конкурса. По моей команде каждый “столик” разворачивает листы с текстами и, по мере готовности ответа, кто-то из команды даёт нам знать об этом, подняв руку. На этом этапе конкурса скорость не имеет значения. Ценится точность ответа. Итак, пожалуйста, разверните листки.

Задания к конкурсу “Семь чудес света”

1. О каком из чудес света говорится в следующем стихотворных строчках Михая Эминеску:

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть. (Пирамиды египетских фараонов. Это единственное из семи чудес света, сохранившиеся до наших дне)

2. Создание этого чуда легенда связывает с именем знаменитой царицы Ассирии, однако оно было создано не ею и не в её честь, а в честь медийской царевны – любимой жены царя Новоходоносора. (Висячие сады в Вавилоне, или сады Семирамиды)

3. Здесь все находится под защитой богини… , и никто здесь не мог схватить государственного преступника или беглого раба. (Храм Артемиды в Эфесе)

4. Это чудо было создано гениальным Фидием из золота и слоновой кости. Многие произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но изумительное творчество Фидия они разрушить не посмели. К сожалению, четвертое чудо света все погибло во время пожара во дворце императора Феодосия 2. (Студия Зевса в Олимпии – “Зевс Олимпийский”)

5. Один из самых грандиозных памятников греческой архитектуры - пятое чудо света – простояло 19 веков. Был сооружен женой карийского царя Мавсола. (Галикарнасский Мавзолей).

6. Шестое чудо света сооружалось 12 лет. Не простояв и полувека, оно было разрушено сильным землетрясением. (Статуя Гелиоса- “Колосс Родосский”).

7. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего пять лет, а простояло оно около 1500 лет, помогая кормчим. (Александрийский маяк на острове Фарос ).

Ведущий 1: Тоже задание ждет и зрителей, которым достался один из семи клубков с заданием

(Игра со зрителями)

Ведущий 2: Интересно узнать, есть ли среди присутствующих в зале те, кто не читал сказки, не смотрел фильмы и мультфильмы. Думается, что все с увлечением до сих пор читают сказки, смотрят фильмы и мультфильмы. Сейчас мы это узнаем. Проведем небольшую разминку. Вам нужно назвать сказки, литературные произведения, фильмы и мультфильмы, в названии которых упоминается цифра “7”.

Ведущий 1: Следующий наш конкурс актерского мастерства называется В гостях у сказки”. Каждой команде предлагается сыграть одну сказку по выбору команды, в которой семь персонажей. Оценивается знание сказки, актерское мастерство. Командам дается время для репетиции 7-10 минут.

Ведущий 1: Слово предоставляется экспертам, которые подсчитают совместно с участниками и зрителями жетоны каждой из команд и объявят победителей.

(Награждение)

Ведущий 2:

Есть у школяров покровитель,
И даже есть отдельный день,
Когда веселье, извините,
И разом всем учиться лень.

Ведущий 1:

Татьяна, ты нас вдохновляешь
И на ученье, и труды,
И веселиться позволяешь,
И защищаешь от беды.

Ведущий 2:

Прими, Татьяна, поклоненье,
Нам покровительницей будь,
Благослови нас на ученье,
И освети учебный путь.

Ведущие: (Вместе) Успехов вам и новых открытий!!!